Неклеточные формы жизни. Вирусы | Ценная информация

Неклеточные формы жизни. Вирусы

Открыты Д. И. Ивановским в 1892 г. Он исследовал мозаичное заболевание листьев табака. Ученый предполагал, что возбудитель должен был принадлежать к бактериям, и старался выделить его с помощью микробиологических фильтров. Но профильтрованный сок больного растения приводил к заражению здоровых.

Термин «вирус» (от лат. virus – яд) введен в 1899 г. М. Бейеринком. Настоящее изучение строения и жизнедеятельности вирусов стало возможным лишь в 30-е годы XX века после изобретения электронного микроскопа. Тогда были открыты вирусы, поражающие клетки животных. В 1917 году французский ученый Ф. Д’Эрелль открыл вирусы бактерий – бактериофаги, или фаги. Изучает вирусы наука вирусология. Описано свыше 1000 видов вирусов. Возможно, много видов еще не открыты.

Вирусы составляют отдельное царство живой природы – царство Вира (Vira). Они являются внутриклеточными (облигатными) паразитами и не имеют клеточного строения. Занимают промежуточное место между живым и неживым. Вне клетки хозяина вирусы не проявляют никаких свойств живого: в них отсутствуют рост, обмен веществ, размножение, раздражимость и т. п. Продолжительное время считали вирусы неживыми объектами, особенно вне клетки. Они проявляют свою жизнедеятельность, когда взаимодействуют с синтезирующими аппаратами клеток хозяев. У вирусов отсутствуют собственные белоксинтезирующие системы. Они не имеют органелл. В наше время вирусы определяют как своеобразные неклеточные формы жизни.